Содержание статьи
Как много одежда говорит о людях
Журнал Psychology Today в 2013 году опубликовал объемное исследование, в котором объяснялось, как одежда влияет на жизнь людей. Публикацию открывал эксперимент «Влияние одежды на первое впечатление». В эксперименте приняли участие более 300 взрослых мужчин и женщин. Участники 3 секунда смотрели на фотографии разных людей в разной одежде, прежде чем предположить, какими качествами обладают люди на фото и насколько они успешны.
На некоторых снимках один и тот же мужчина носил костюм, сшитый по индивидуальному заказу. В других он был одет в очень похожий костюм, купленный в магазине среднего класса. Различия в костюмах были незначительными: цвет и ткань издалека казались идентичными. Лицо мужчины было размыто пикселями, чтобы участники не поняли, что это один и тот же человек.
Участникам хватило трех секунд, то есть одного беглого взгляда, чтобы оценить человека в костюме на заказ более благосклонно. Они приписывали ему положительные качества, не связанные напрямую со вкусом в одежде и уровнем достатка: уверенность, гибкость, успешность в карьере.
Одежда может сообщить о человеке много информации. Можно знать это и использовать в свою пользу. Но также полезно помнить, что первое впечатление может быть неверным – как и суждения о человеке по одежде, которую он носит.
Почему женщины одеваются сексуально
Какой смысл в свою одежду вкладывают сами женщины? В прошлом веке среди психологов и психиатров было популярно мнение, что своим выбором одежды женщина демонстрирует сексуальный интерес (или его отсутствие). Однако большинство исследований, проведенных с 2000-го года до настоящего времени, позволяют сделать другой вывод. Женщины выбирают сексуальную одежду, чтобы выглядеть более привлекательными в целом; подбирая наряд, они не вкладывают в него сигнал о заинтересованности в сексе.
Израильских студентов мужского и женского пола попросили посмотреть на фотографию женщины, одетой в обтягивающие джинсы с низкой посадкой, а также в топ, частично обнажающий ее грудь и живот. Затем участников эксперимента попросили объяснить, почему женщина так оделась. Студенты мужского пола чаще отвечали, что мотивом женщины было соблазнение потенциального партнера. В то же время студентки предполагали, что девушка оделась таким образом, чтобы казаться более приятной и симпатичной.
Студентки упоминали, что привлекательность способствует более успешному социальному взаимодействию в целом, и девушка на фотографии не обязательно демонстрировала романтический или сексуальный интерес. Больше половины опрошенных студенток рассказали, что иногда одеваются откровенно. Три четверти из них сообщили, что надевают откровенную одежду, чтобы выглядеть привлекательно, а не для того, чтобы сообщить о заинтересованности в сексе.
Как женщина чувствует себя в сексуальной одежде
Может ли простая фантазия об определенных предметах одежды повлиять на самочувствие женщины? В 2012 году американские студентки приняли добровольное участие в эксперименте, чтобы выяснить это. Они представляли себя в разных местах и в разной одежде, а затем описывали, какие эмоции испытывают.
По результатам эксперимента девушкам было комфортнее представлять себя в закрытой одежде (например, свитерах), а не в открытой (например, в купальниках). Мысли о сексуальной одежде, особенно носимой в общественных местах, вызывали у участниц негативные эмоции к собственному телу, чувство стыда и дискомфорта.
В том же 2012 году Грин и соавторы провели уникальный эксперимент. Они исследовали, как тело женщин реагирует на свободную комфортную одежду, а как – на облегающую и сексуальную. Участницы эксперимента сперва должны были примерить купальник, а после — спортивный костюм. Когда девушки заканчивали переодеваться, они включали датчик, который измерял их сердечный ритм, и непрерывно рассматривали себя в зеркале в течение 5 минут.
По данным, которые фиксировались в процессе эксперимента, специалисты могли делать выводы об уровне тревожности и общем впечатлении от своего тела, которое испытывали участницы. Частота сердечных сокращений у девушек была ниже, когда они были одеты в купальник. В удобной и умеренно закрытой одежде участницы эксперимента чувствовали себя менее тревожно, меньше времени уделяли поиску недостатков в своем отражении.
Как женщину в сексуальной одежде видят окружающие
Как одежда женщины влияет на ее взаимодействие с другими людьми? Эксперимент 2011 года позволил узнать, как наряд женщины влияет на время, которое требуется незнакомому, но заинтересованному мужчине, чтобы заговорить с ней.
Сперва исследователи отмечали время, которое требовалось мужчинам, чтобы подойти к женщине, одетой в короткую юбку и облегающую блузку с глубоким вырезом. После этого эксперимент повторяли несколько раз; на каждом следующем этапе одежда женщины становилась все более закрытой. Чем откровенней была одежда женщины, тем меньше времени требовалось потенциальным партнерам, чтобы набраться смелости заговорить с ней. Кроме того, последующий опрос выявил, что сексуальная одежда женщины ассоциируется с ее расположенностью к новым знакомствам и вероятностью ответить положительно на приглашение на свидание.
Изучая влияние одежды на восприятие женщины другими людьми, исследователи интересовались не только откровенностью наряда, но также его цветом. В эксперименте 2012 года студентам-мужчинам показывали фотографию одной и той же девушки в белой, синей, зеленой и красной футболках. Красная футболка делала девушку более привлекательной в глазах мужчин, а также чаще заставляла их думать, что девушка, вероятно, заинтересована в сексе.
Эксперимент 2014 года позволил узнать, как на красный цвет одежды реагируют другие женщины. Участницы оценивали других девушек, носящих красное, как сексуально открытых. Некоторые делали предположения, что женщина в красном может не сохранять верность своему партнеру или быть неразборчивой в связях. Несколько участниц даже добавили, что стали бы охранять своих романтических партнеров от такой женщины.
Исследование 2013 года изучало, как женщины реагируют на сексуальную одежду других женщин. В опросе участвовали американки от 20 до 68 лет. Результаты показали, что откровенно сексуальное платье вызывало у них негативные ассоциации. Участницы предполагали, что девушка в минимуме одежды с большей вероятностью может быть неискренна или аморальна, а также наверняка происходит из малообеспеченной или неблагополучной семьи. Некоторые пожилые женщины отмечали, что девушки, одевающиеся сексуально, выставляют свое тело напоказ, будто товар, и выглядят незрело. Но были и старшие женщины, которые говорили, что нет ничего плохого в том, чтобы демонстрировать свое тело, пока вы молоды и выглядите лучше всего.
Сексуальная одежда и карьера
Иногда женщины выбирают сексуальную одежду, чтобы усилить свою привлекательность и успешнее работать над социальными связями. Но откровенный наряд не всегда дает тот эффект, который ожидает его носительница. В 2005 году исследователи выделили два типа карьер: тот, в котором сексуальность помогала женщине двигаться вверх, и тот, где она этому препятствовала.
Например, откровенная одежда, тем не менее соответствующая дресс-коду, оказывала на карьеру специалиста по работе с клиентами либо положительное влияние, либо не оказывала его вовсе. Но женщинам на руководящих постах на такой же эффект рассчитывать не приходится. Женщина-менеджер, которая подчеркивает свою сексуальность, вызывает у подчиненных меньше положительных эмоций, а также вызывает у них ассоциации с низкой профессиональной компетентностью и низким интеллектом.
Другое исследование в 2007 году также выявило, что женщины, носящие сексуальную одежду, чаще воспринимались как глупые и некомпетентные. В 2011 году еще один эксперимент сосредоточился на том, как женщин в сексуальной одежде воспринимают их девушки-коллеги. Участницы отмечали, что женщины-коллеги в откровенном наряде чаще заставляют думать, что у них неприятный характер, и вызывают меньше желания завязать дружеские отношения. Некоторые участницы добавляли, что не оставили бы своего парня наедине с коллегой, которая регулярно носит на работу сексуальную одежду.
По данным нового исследования Университета Суррея, женщины, которые одеваются сексуально после окончания учебы, считаются менее компетентными и кажутся менее успешными, чем их сверстницы, которые одеваются более профессионально.
Сексуальная одежда в массовой культуре
В фокус последних исследований попали интернет-магазины одежды. На веб-сайтах самых популярных в Америке производителей одежды треть вещей, продаваемой девочкам-подросткам, оказалась сексуализирована. Футболки с вызывающими надписями, леопардовые бикини, а также одежда, предназначенная для того, чтобы подчеркивать ноги – например, обтягивающие узкие джинсы или короткие шорты с низкой посадкой – повсеместно продаются в магазинах для детей и подростков.
С одеждой для взрослых женщин все обстоит еще хуже. Независимо от того, идет женщина за покупками в ближайший универмаг или спешит по улице в -30 °C в метель, она должна быть сексуальна. «Сексуализированная одежда — это одежда, которая оголяет или подчеркивает сексуальные части тела. В некоторых случаях это одежда, которая имеет вызывающий принт», — говорит профессор психологии Сара Мурнен, исследовавшая совместно с доктором философии Линдой Смолк вопросы образа тела.
Сексуализация и объективация женских тел – одна из больших проблем современности. Исследователи, изучающие средства массовой информации двадцатого века, обращают внимание, что сегодня женщины и девочки все чаще изображаются не как личности, имеющие собственную волю и разум, а как сексуальные объекты. Согласно последним психологическим и социологическим исследованиям, широкое распространение эротики и порнографии, а также сообщения СМИ о том, что ценность женщины в значительной мере определяется ее привлекательностью, заставляют женщин стыдиться своей внешности и объективировать свое тело.
Что такое объективация? Это система оценки женщины, при которой она рассматривается не как личность, а как объект, способный удовлетворять эстетические вкусы и сексуальные желания других людей. При таком подходе самыми важными качествами женщины считаются красота и удобство для потенциальных партнеров. Еще одно важное понятие – самообъективация. Это психологическое состояние, при котором женщина считает, что ее ценность определяется только (или в основном) ее привлекательностью, а также способностью удовлетворять сексуальные желания других людей. Это разрушительно для личности.
В 2009 году Обри с соавторами провели эксперимент, выявляющий негативное влияние объективации женщин в модных журналах. Студентам было предложено просмотреть две стопки фотографий. На всех фотографиях были изображены модели, но фото в первой стопке, в отличие от второй, не проходили компьютерную обработку. Согласно результатам эксперимента, кожа и тела женщин, вполне соответствующих всем современным стандартам красоты, начинали вызывать у испытуемых негатив, если они не были обработаны фильтрами.
Сексуализация и объективация в СМИ формируют у аудитории нереалистичные представления о людях и их телах. Для одних это может обернуться обманутыми ожиданиями и невозможностью почувствовать удовлетворение от своей жизни. Для других – отвращением к своему телу и бесконечным попыткам приблизиться к недостижимому в реальности идеалу.